телефон магазина: 8-914-159-20-42, 8 (4212) 242-042
e-mail: manyanya-dv@yandex.ru
адрес г.Хабаровск, ТЦ Ореховая сопка, ул. Кола Бельды, 7
работает: С 10-00 до 20-00
Методические советы, которые здесь приведены, основаны как раз на опыте, собранном по крупицам в играх с самыми разными детьми. Некоторые советы (1—7-й) звучат категорически — этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учебное занятие или развлечение. Другие советы (8—15-й), выполнение которых тоже желательно, но не настолько обязательно, как первых, рассчитаны на их творческое применение в играх.
С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конечно, повысить при этом свое воспитательское мастерство.
А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.
Радоваться успехам, но не захваливать.
Творчество — это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, так как сам он ниоткуда не появляется.
Как же это сделать? Обычно говорят: «Обстановка действует», но обстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первую очередь, взрослые и старшие, окружающие малыша.
Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик на кубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построивший из кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливает кубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как только отпустит ручки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы и останавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно и серьезно переводит глаза с кубиков на маму.
А мама не выдерживает и весело смеется: — Поставила Люба кубик на кубик! Поставила! Умница!
Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мама рассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры уже специально принесли Любе кубики и попросили построить «башню». И Любе удалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакали и хлопали в ладоши, а, глядя на них, улыбалась и Люба и тоже пробовала хлопать своими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь все больше.
Итак, первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил.
При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.
-Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!
Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию — очень важное условие творческой деятельности в любой области.
В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка:
— Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера.
К оценке важно привлекать и самого ребенка:
— Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось?
- А что еще не совсем получилось? Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию, но...
Ни пресыщения, ни принуждения!
Интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятия играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление, нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься.
Вовремя заканчивайте игру. Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или «в другой раз мы поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива — завтрашняя радость.
Поэтому ,как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления.
Создайте желание! Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребенка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения. Как? Вот, например, пригласите друзей вашего ребенка и организуйте игру. А еще лучше, если ваш малыш сам достанет игру, сам начнет ее показывать и сам будет объяснять, как играть в нее. А можно и иначе: поиграйте сами, пусть ребенок просто понаблюдает за вами в игре. Если вам играть интересно, то малыш посмотрит-посмотрит на вашу игру и сам попросит сыграть.
Не обижайте! Во время игры не допускайте замечаний по отношению к ребенку:
— Ну и бестолковый же ты! Хуже всех! — Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай! — Прямо глупый какой-то... и т. п.
Толковее от этих обидных слов никто еще не становился, зато они вызывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать — все свойства, которые творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказаны.
Самостоятельно — без подсказки!
Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа «Ай-яй-яй!» или «Гм...», или досадливого «Да, проморгал...», или «Верно...», «Молодец!», «Так, так...» и т. п. подчеркиваем, воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания.
Почему нежелательны подсказки? Нужно сказать, что вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные — окрыляют, критические — побуждают работать внимательнее, осмотрительнее.
Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль.
После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие.
Как быть с ошибками?
Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечаниями: «Смотри — ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!» Лучше это делать по-другому.
Вот Алеша строит сложную модель из кирпичиков:
— Пап, у меня готово!
— Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
— Не может быть! Я проверял.
— Ты проверь еще разок. Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья...
— Не вижу, где еще?
— А ты по всем проекциям проверял?
— Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку...
— А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!
Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына «выложиться» до конца. Это очень важно.
Можно пойти даже «на хитрость», т. е. сказать об ошибке там, где ее нет, — пусть ребенок докажет, что там все «по чертежу», все правильно. Но такие пробы надо делать, будучи уверенным, что малыш действительно докажет и так докажет, что это обрадует и вас, и, главное, малыша.
Или можно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми, исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто обгоняют взрослых, и это надо поддерживать — пусть поднимаются выше старших. Но без злорадства!
Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок.
Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата.
И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх тоже.
Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой — у нее «гости».
— Наташа, давай поиграем!
— Папочка, я делаю пирог.
— Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть, давай из кубиков узоры сложим.
— Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом!
— А позже я не смогу. Ну-ка, быстренько ко мне, а куклы твои подождут!
Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, она оглядывается на кукол...
— Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор...
И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью — ведь они оторвали ее от игры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз.
А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались, позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать посуду. Скоро она освободится, и... чем бы заняться?
— Светик, а я тебе купил новые кубики, — говорит папа, — особенные, цветные, ты таких еще не видела. Показать?
У папы такой тон, что и не поймешь, то ли он собирается их показать, то ли нет. Жаль, если не покажет, ведь новые и, наверно, интересные.
— Показать, показать! Я уже убрала посуду.
— Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить?
— Сумею, сумею! — уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том, что это так.
— А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко с ними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит.
— Нет, сейчас! Нет, сейчас! —
Света заинтригована, подпрыгивает от нетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблазнительными.
Не превращайте развивающие игры в обычные. И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другими игрушками. Хочешь — бери, не хочешь — не надо, можно их смешать с другими кубиками и пустить в «строительство», а можно «подфутболить» под шкаф или под диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого!
Игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо все аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-таки такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое зависит от случайности: попалась на глаза вещь — захотелось взять ее поиграть, а не попадется — может надолго забыть о ней.
Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когда интерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместе с малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за порядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть других ребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Для этого надо, конечно, не делать ревизию, а просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как «заведующий игротекой» справляется со своими обязанностями.
По воле «Волн»
Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель — успешное развитие малыша, рост его способностей — и помня, что игра должна приносить радость.
Конечно, неразумно давать ребенку много новых игр сразу. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в нужный момент. Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями и реже месяцами.
Интерес к развивающим играм тоже подчинен закону «волны». Не надо настаивать на продолжение игры. Ведь невозможно справиться за неделю со всеми заданиями, рассчитанными на несколько месяцев. Поэтому «забывайте» иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две или три, или даже месяц. В это время может подняться «на волне» другая игра.
Но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь не преодолимые прежде задания могут быть играючи преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое периодическое «остывание» детей к своему увлечению — явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.
Можно ли в один день играть подряд в две или три развивающие игры? Конечно, можно, но только чтобы минимум две из них были уже малышу хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда.
Не следует ставить только такую цель: «Играть 10 минут» или «Играть 5 минут». Такая установка может убить все живое. Игра превратится в 5—10-минутную «отсидку». Пусть ребенок играет сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он через 5 минут сложил только одно задание, или же просидел за ней целый час. Зато он закончит дело: сложит то задание, которое давно собирался сделать.
Когда в ходу несколько игр (2—3), то лучше, если они различны по своему характеру. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.
Метод «ледокола»: шаг назад - два шага вперед.
Мы уже говорили, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел.
Как же быть завтра? Начинать с этого трудного?
Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад, и опять все сна чала.
Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности.
Если и метод «ледокола» не помогает? Если в лед вмерз целый айсберг? Как быть? Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения — оставить эту игру до нового увлечения.
Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и через месяц-другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.
На долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.
С помощью сказки и без неё
Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд — получится «автобус» или «самолет» и т. п.
Эту особенность детского мышления и нужно использовать, что бы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.
— Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком? — говорит отец, показывая первое задание. — Сможешь сделать точно такую же из кубиков?
И если малыш умеет находить желтые грани на кубиках, то «дорожка» у него получается легко. Можно даже «пройти» по дорожке двумя пальцами: «Топ-топ».
- А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? — спрашивает отец, доставая задание с белой дорожкой.
- Они станут белыми! — радуется сын. - По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на...
- Санках, — добавляет малыш. — Давай тогда сделаем ее подлиннее!
В таком случае игра больше заинтересует ребенка. В описаниях игр лучше приводить примеры подобного образного «оживления» разных игровых ситуаций. Играя с детьми, и мыго ворим: «фонарик», «лодочка», «конфетка» и т. п., тогда задания «оживают» в воображении ребенка и могут быть включены в рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие. Радость победы! В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры происходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем не сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает.
И тогда одно только ваше замечание вроде: «Ну и трудная задачка сейчас попалась!» — сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой «трудной задачкой», а потом сказать папе с гордостью: «Ты говорил тру-удная, а я сделал!»
Непринужденная обстановка.
Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь».
В современных, особенно городских, условиях, у ребенка мало возможностей двигаться. По улице его до 2—3 лет чаще всего возят в коляске, нередко дальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде (да и опасно!), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам?
Видимо, это естественная потребность организма — после сидения подвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку. Как будто скопился «дух движения», и надо его выпустить: попрыгать от радости на месте, сделать кувырок на диване или перевернуться вперед и назад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых Руках. А потом опять за игру. И не обязательно за стол, можно и на полу, и не только сидя, а лежа на животе — как удобнее.
Когда игры себя исчерпают?
С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку, сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала ему неинтересна и, значит, исчерпала себя.
В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не дает. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в развитии.
Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития.
Первая — сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать «ответ», т. е. уметь решить задачку, надо суметь решить ее быстро.
Не все задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения с результатами малышей, уже можно получить представление, каких же результатов можно ожидать от ребенка. Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растут его результаты, и стремиться достичь как можно более высоких.
Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать интересные новые модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них рисунки-задания, чертежи-задания. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов — ребенок сам начал творить.