телефон магазина: 8-914-159-20-42, 8 (4212) 242-042
e-mail: manyanya-dv@yandex.ru
адрес г.Хабаровск, ТЦ Ореховая сопка, ул. Кола Бельды, 7
работает: С 10-00 до 20-00
5 условий развития способностей.
1-ое условие: ранее начало.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей —: раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.
Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
2-ое: окружающая среда.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произне сено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, математиков — математическими и т. д.
А что если и в развитии Других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
3-е: выше и выше.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.
Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься — объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Укатился мяч под диван. 10-месячный малыш хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно протягивает ручонку и... не достает мяча. А голова под диван не пролезает. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенький стульчик. Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и стульчиком. И опять неудача, пальчики только поцарапали по мячу ноготками, а взять его невозможно. Еще и еще попытка, и опять безрезультатно.
Но, уже расстроенный неудачей, малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и... отодвигает при этом от стены стульчик. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает стульчик дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая ее еще дальше в сторону. Но вот мяч в руках, и малыш, готовый задать ревака, уже улыбается.
Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку.
4-е: больше свободы.
И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно — четвертое — важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
5-е: умная помощь.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку.
Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!
Мы не будем делать так.
Вот 2-летний Алеша, у которого в руках кастрюлька с молоком, подходит к закрытой двери и останавливается в недоумении: как же ее открыть?
К нему на помощь торопится бабушка. Она вот-вот сама откроет дверь...
— Подождите, бабушка! Дайте внуку самому сообразить, как тут поступить, — просит отец, продолжая: — Не лишайте его трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие!
— Дверь открыть — открытие? Ну и ну! Ладно уж, открывай сам свое открытие, только кастрюльку на пол поставь, дурачок...
Ах, бабушка-бабушка, заботливая бабушка! Так и не дала подумать внуку.
И открытие не состоялось. Осторожно: такая «забота» способна погубить на корню все ростки творчества!
Теперь открытие состоялось!
Начнем все сначала: 2-летнему Алеше надо открыть дверь, а обе руки заняты. Папа недалеко, но он не спешит помочь, только замечает:
«Интересно, как же Алеша дверь откроет?»
Алеша пробует открыть дверь ногой — не получается. Пробует прижать кастрюльку к груди — молоко чуть выплеснулось. А если одной рукой подержать? Вышло! Кастрюлька-то маленькая совсем.
Но теперь трудно дотянуться до ручки двери. Досада какая! А папа еще подзадоривает:
«Ну-ка, ну-ка, сообрази!»
Наконец, додумался, поставил на пол, но опять очень близко к двери — пришлось отодвинуть в сторону. Ура! Сообразил! — сияющее личико, всеобщее ликование.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.
Этому прямо и служат развивающие игры.